Ммммм Шотландские ученые обнаружили у дельфинов и некоторых видов китов классические признаки болезни Альцгеймера. Исследователи пока не установили причину такой деградации мозга у морских обитателей, но она может подтвердить теорию о том, почему киты и дельфины иногда массово выбрасываются на берег и погибают.
Согласно теории «больного лидера», китообразные заплывают на мелководье, потому что слепо следуют за слабоумным вожаком, который заблудился или потерялся.
У найденных на побережье Шотландии китообразных исследователи обнаружили биомаркеры болезни Альцгеймера. В мозгах трех особей — обыкновенной гринды, беломордого дельфина и афалины — одновременно были агрегаты гиперфосфорилированного тау-белка и бета-амилоидные бляшки. Об этом авторы написали в European Journal of Neuroscience.
Токсоплазма у волков
Токсоплазма — крохотный одноклеточный организм, который занят паразитированием в теплокровных животных. Острее всего токсоплазмоз протекает у кошек, а у человека может быть почти незаметным и хроническим. Поэтому никто точно не знает, сколько людей заражено, но по мнению ученых до 65% жителей Земли имеют в крови маркеры токсоплазмоза, а значит — либо он в них жив, либо жил когда-то, но был изгнан иммунной системой. Подобных простейших и бактерий, желающих пожить в теплом многоклеточном организме, неисчислимое множество. Но токсоплазму отличает одна уникальная особенность: она научилась менять поведение хозяина через сложные гормональные взаимодействия — всякий там дофамин, тестостерон...
Заражение токсоплазмой у людей чаще происходит от немытых рук после уборки кошачьего туалета, но в дикой природе обычно через поедание непрожаренного мяса. Поэтому цель токсоплазмы вполне понятна: изменить поведение существа так, чтобы его сожрало существо побольше. Ведь если добавить мышке агрессии и безбашенных поступков без учета последствий, то такую мышку гораздо быстрее съест кошка.
О токсоплазме сделана огромная куча исследований. Но последнее, опубликованное всего две недели назад (DOI 10.1038/s42003-022-04122-0), добавило к картине неожиданный штрих: оказалось, у волка, заразившегося токсоплазмой, в 46 раз (в сорок сука шесть раз!) выше шанс стать вожаком стаи. Чисто за счет возникшей отмороженности, агрессивности, жестокости и нежелания оценивать последствия. Причем, с возрастом шанс инфицироваться токсоплазмой растет — тупо за счет суммирования рисков. Насколько старый безбашенный волк будет хорошим вожаком, как долго и насколько обеспеченно проживет его стая — это уже другой вопрос, ожидающий своих исследований.